Здравствуйте уважаемые посетители сайта!

Сведения о нашем колледже в городе Сатпаев
...



подробнее





Миссия колледжа - подготовка компетентных конкурентоспособных специалистов

Колледж осуществляет образовательную деятельность по специальностям


Наши практические занятия
...


ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
...



Информация
...

Документы. Новости. Объявления.




Участие казахстанцев в управлении государством расширится – Карин о поправках в Конституцию



Навигация по конституционным поправкам
Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Указ о назначении на 5 июня республиканского референдума по проекту изменений и дополнений в Конституцию страны. Предстоящая конституционная реформа – важный шаг в реализации Президентской программы политических реформ, изложенной в его мартовском Послании народу Казахстана.
Проект изменений и дополнений в Конституцию разработан ведущими учеными-правоведами и конституцио­налистами и получил положительное заключение Конституционного совета. Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и реализуется в интересах всего общества.
Все изменения и дополнения в Конституцию взаимосвязаны и подчинены единой цели – создать правовую базу для:
1. окончательного перехода от суперпрезидентской модели к президентской республике;
2. перераспределения ряда властных полномочий;
3. усиления роли и повышения статуса Парламента;
4. расширения участия населения в управлении страной;
5. усиления механизмов защиты прав граждан.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был официально опубликован в респуб­ликанских печатных СМИ 6 мая.
Для непосвященного человека возможно будет очень сложно сориентироваться в многочисленных поправках, увидеть разницу между старой и новой редакцией Конституции. Поэтому, для удобства ознакомления с этими поправками, они разбиты на крупные блоки вносимых изменений и дополнений, с указанием конкретных пунктов и статей Конституции.
Окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике
Конституционная реформа сформирует оптимальный баланс отношений между ветвями власти, обеспечит максимальную равноудаленность института президентства.
Статья 43 Конституции дополняется пунктом 3, который устанавливает, что Президент республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции).
Результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений.
Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому статья 43 Конституции дополняется пунктом 4, согласно которому близкие родственники Президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
По предложению членов Рабочей группы исключаются нормы о праве Первого Президента избираться более двух раз подряд (новая редакция пунк­та 5 статьи 42 Конституции) и пункт 4 статьи 46 Конституции, гласивший, что статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.
Из статьи 91 Конституции исключается норма о статусе Первого Президента как Основателя независимого Казахстана­ (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции).
Результатом конституционной реформы должно стать расширение полномочий местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории.
Проектом предусмотрено исключение полномочий Президента по отмене либо приостановлению полностью или частично действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы (новая редакция подпункта 3) статьи 44 Конституции).
Также предусматривается исключение полномочий Президента снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов (новая редакция пунк­та 4 статьи 87 Конституции).
Существенно меняется порядок обретения полномочий акимами областей, городов республиканского значения и столицы.
Согласно новой редакции пункта 4 статьи 87 Конституции теперь они будут назначаться на должность Президентом с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов респуб­ликанского значения и столицы соответственно. При этом Глава государства предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Получившим согласие считается кандидат, набравший большее количество голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
Таким образом, полномочия Президента в отношении местной власти сокращаются и концентрируются на акимах регионального уровня при значительном усилении роли маслихатов.
Перераспределение ряда властных полномочий
Президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции).
Полномочия Сената дополняются правом согласования вносимых Президентом республики кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета (новые редакции подпункта 4) статьи 44, подпункта 2) статьи 55, пункта 4 статьи 82 Конституции).
В целом модернизируется институт конституционного контроля с учреждением Конституционного суда (вместо действующего Конституционного совета).
Конституционный суд будет состоять из 11 судей (нынешний Конституционный совет состоит из 7 членов). Состав его формируется следующим образом: 6 судей назначаются Парламентом (по 3 судьи Мажилисом и Сенатом), 4 судей назначаются Президентом. Председатель Конституционного суда, как уже сказано выше, назначается Президентом с согласия Сената (новая редакция подпункта 1) статьи 57, подпункта 7) пункта 3 статьи 58, статьи 71 Конституции).
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой будет два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции).
Институт «Государственного секретаря» преобразуется в институт «Государственного советника», который будет заниматься формированием предложений и рекомендаций Главе государства (новая редакция подпункта 19 статьи 44 Конституции).
Усиление роли и повышение статуса Парламента
В результате конституционной реформы серьезному переформатированию подвергнется законодательная ветвь власти. В результате значительно усилится роль и повысится статус Парламента и его палат.
Как уже сказано, Сенат будет согласовывать назначение Президентом председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета.
Также упоминалось, что Президент будет назначать не 15, а 10 депутатов Сената. Причем 5 из них – по предложению Ассамблеи народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции).
При этом квота Ассамблеи народа Казах­стана из Мажилиса переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее число депутатских мандатов в Мажилисе уменьшится со 107 до 98 (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции).
Депутаты Мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции). Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей.
Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). В результате произойдет существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями.
Расширяется компетенция Мажилиса, усиливается парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Для этого, как уже сказано, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции). Это еще более упрочит статус Мажилиса и в целом Парламента.
С целью укрепления механизма сдержек и противовесов в политической системе и оптимизации законотворческой процедуры предлагается, чтобы Мажилис принимал законы (ранее рассматривал и одобрял законопроекты), а Сенат одоб­рял⁄не одобрял законы (ранее Сенат принимал законы) (новая редакция пунктов 4 и 5 статьи 61 и пункта 5 статьи 62 Конституции).
Конституционные законы будут приниматься Парламентом на совместном заседании палат в не менее чем двух чтениях (новая редакция статьи 53 Конституции).
Вводится особый механизм оперативного принятия законов в исключительных случаях. Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его палат.
На период рассмотрения данных законопроектов Правительство республики вправе принимать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона (дополнение пунктов 2 и 3 статьи 61 Конституции).
Данный механизм рассчитан на особые жизненные обстоятельства, требующие немедленной совместной слаженной работы ветвей власти по преодолению особо опасных угроз, не предусмотрен для каж­додневного применения и обеспечивается взаимной ответственностью депутатов Парламента и членов Правительства.
Расширение участия населения в управлении страной
В Основном Законе окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство (новая редакция пунк­та 3 статьи 6 Конституции).
Как уже говорилось, депутатов Мажилиса предлагается избирать по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 и пункта 1 статьи 51 Конституции).
Также появляется возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции).
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия всех депутатов маслихатов региона⁄города (новая редакция пунк­та 4 статьи 87 Конституции).
Таким образом, укрепляются гарантии местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории.
Усиление механизмов защиты прав граждан
Как уже было сказано, Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд, который по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные в Основном Законе (новая редакция статей 71–74 Конституции).
Окончательно закрепляется решение об отмене смертной казни на конституционном уровне (новая редакция пункта 2 статьи 15 Конституции).
Компетенция, организация и порядок деятельности Прокуратуры будут определяться конституционным законом (новая редакция пункта 4 статьи 83 Конституции). Это должно усилить системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в установленных законом пределах и формах.
Нормами новой статьи 83-1 Конституции Уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Для этого он будет иметь право обращаться в Конституционный суд.
Правовое положение и организация деятельности Уполномоченного по правам человека будут определяться конституционным законом.

***

Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов.


Источники: Мед коллед...



ПРОЕКТ Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан"



Указ Президента Республики Казахстан
О проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан и статьей 18 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Провести 5 июня 2022 года респуб­ликанский референдум.
2. Вынести на республиканский референдум проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» со следующей формулировкой вопроса: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?».
3. Официально опубликовать 6 мая 2022 года в средствах массовой информации настоящий Указ и проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
4. Возложить организацию и проведение республиканского референдума на Цент­ральную избирательную комиссию, выполняющую функции Центральной комиссии референдума, а также на территориальные и участковые избирательные комиссии, выполняющие функции территориальных и участковых комиссий референдума.
5. Правительству Республики Казахстан совместно с Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан, другими центральными государственными органами и местными исполнительными органами Республики Казахстан принять необходимые меры по организации и проведению респуб­ликанского референдума.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня опубликования.
Президент Республики Казахстан К. Токаев
Нур-Султан, Акорда, 5 мая 2022 года
№ 888
ПРОЕКТ
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Статья 1. Внести в Конституцию Рес­публики Казахстан, принятую на рес­публиканском референдуме 30 августа 1995 года, следующие изменения и дополнения:
1. В пункте 1 статьи 4 слово «Совета» заменить словом «Суда».
2. Пункт 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осущест­вляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.».
3. Пункт 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:
«2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается.».
4. Пункт 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«2. Председатели и судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.».
5. Пункт 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения.».
6. В статье 42:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, а также экс-Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Рес­публики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.»;
2) часть вторую пункта 5 исключить.
7. Статью 43 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
«3. На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии.
4. Близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.».
8. В статье 44:
1) в подпункте 2) слова «Сенатом Парламента» заменить словом «Парламентом»;
2) в подпункте 3) слова «отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;» исключить;
3) подпункт 4) изложить в следующей редакции:
«4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казах­стан; освобождает их от должностей;»;
4) в подпункте 7) слова «Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» заменить словами «Высшей аудиторской палаты»;
5) в подпункте 10-1) слово «Совет» заменить словом «Суд»;
6) в подпункте 19) слово «секретаря» заменить словом «советника».
9. Пункт 4 статьи 46 исключить.
10. В статье 47:
1) в пункте 1 слово «Совета» заменить словом «Суда»;
2) в пункте 2 слово «Совета» заменить словом «Суда».
11. В статье 50:
1) предложение второе пункта 2 изложить в следующей редакции:
«Десять депутатов Сената назначаются Президентом Республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана.»;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Мажилис состоит из девянос­та восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.».
12. Пункт 1 статьи 51 изложить в следующей редакции:
«1. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.».
13. Часть третью пункта 5 статьи 52 изложить в следующей редакции:
«Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:
1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка;
2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка;
3) отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу.».
14. В статье 53:
1) дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
«1-1) принимает конституционные законы;
1-2) проводит повторное обсуждение и голосование по конституционным законам или статьям конституционного закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеет возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает конституционный закон. Если возражения Президента не преодолены, конституционный закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;»;
2) в подпункте 2) слова «Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» заменить словами «Высшей аудиторской палаты»;
3) в подпункте 6) слово «Совета» заменить словом «Суда».
15. В статье 54:
1) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1. Парламент принимает законы в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, в том числе:»;
2) подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеют возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;».
16. В статье 55:
1) подпункт 2) изложить в следую­щей редакции:
«2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;»;
2) подпункт 3) дополнить словами «, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан».
17. В пункте 1 статьи 56:
1) в подпункте 1) слова «и рассмот­рение этих проектов» исключить;
2) дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
«3-1) заслушивание два раза в год отчета Председателя Высшей аудиторской палаты;».
18. Подпункт 1) статьи 57 изложить в следующей редакции:
«1) назначает на должности трех судей Конституционного Суда; назначает на пятилетний срок на долж­ности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты;».
19. Подпункт 7) пункта 3 статьи 58 изложить в следующей редакции:
«7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты;».
20. В статье 61:
1) пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:
«Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства Республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его Палат.»;
2) пункт 3 дополнить частью третьей следующего содержания:
«В случае внесения в Парламент законопроектов, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов.»;
3) пункты 4 и 5 изложить в следую­щей редакции:
«4. Закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней.
Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору.
Закон, одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Сената, в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона.
В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней не принял соответствующего решения, закон представляется Президенту на подпись.
5. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной Сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым Мажилисом в новой редакции и одобренным Сенатом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.
Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.
Выработанная согласительной комиссией редакция закона подлежит рассмотрению Мажилисом и Сенатом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции.
Если при повторном голосовании Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.
Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору.»;
4) пункт 5-1 исключить.
21. В статье 62:
1) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Законы принимаются Мажилисом, одобряются Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.
Постановления Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.»;
2) пункт 6 после слова «Казахстан» дополнить словами «, по проектам конституционных законов».
22. В заголовке раздела VI слово «Совет» заменить словом «Суд».
23. Статью 71 изложить в следующей редакции:
«Статья 71
1. Конституционный Суд Республики Казахстан состоит из одиннадцати судей, включая Председателя, полномочия которых длятся шесть лет.
Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более двух раз подряд.
2. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики с согласия Сената Парламента.
3. Четверо судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики, по трое судей Конституционного Суда назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.
Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда.
4. Должность судьи Конститу­ционного Суда несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
5. Судьи Конституционного Суда в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.
6. Организация и деятельность Конституционного Суда регулируются конституционным законом.».
24. В статье 72:
1) в пунктах 1 и 2 слово «Совет» заменить словом «Суд»;
2) дополнить пунктами 3, 4 и 5 следующего содержания:
«3. Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Респуб­лики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией.
Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются конституционным законом.
4. Конституционный Суд по обращениям Генерального Прокурора Республики рассматривает вопросы, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции Республики.
5. Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.».
25. В статье 73:
1) в пунктах 1 и 2 слово «Совет» заменить словом «Суд»;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Конституционный Суд выносит свое решение в сроки, установленные конституционным законом.».
26. В статье 74:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или с даты, им установленной.»;
2) в пункте 3 слово «Совета» заменить словом «Суда».
27. Заголовок раздела VII изложить в следующей редакции:
«Раздел VII
Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека».
28. В статье 78 слово «Совет» заменить словом «Суд».
29. Пункты 4 и 5 статьи 82 изложить в следующей редакции:
«4. Председатель Высшего Судебного Совета назначается Президентом Республики с согласия Сената Парламента.
5. Статус, порядок формирования состава и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.».
30. В пункте 4 статьи 83 слово «законом» заменить словами «конституционным законом».
31. Дополнить статьей 83-1 следующего содержания:
«Статья 83-1
1. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина.
2. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам.
3. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.
4. Правовое положение и организация деятельности Уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом.».
32. В статье 87:
1) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно.
Президент Республики предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие.
Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должностей акимов областей, городов республиканского значения и столицы.»;
2) предложение второе пункта 5 изложить в следующей редакции:
«В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики в отношении акимов областей, городов республиканского значения и столицы либо вышестоя­щим акимом в отношении акимов иных административно-территориальных единиц.».
33. В пункте 4 статьи 88 слово «Президентом,» исключить.
34. В статье 91:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы дея­тельности Республики являются неизменными.»;
2) в пункте 3 слово «Совета» заменить словом «Суда».
35. Дополнить статьей 99 следующего содержания:
«Статья 99
1. До формирования Конститу­ционного Суда и Высшей аудиторской палаты председатели и члены Конституционного Совета и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета сохраняют свои полномочия.
До формирования Конституционного Суда функции Конституционного Суда, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 72 Конституции, осуществляет Конституционный Совет.
2. Нормативные постановления Конституционного Совета применяются в части, не противоречащей Конституции, до их пересмотра Конституционным Судом.
3. Положения Конституции Респуб­лики Казахстан о формировании Палат Парламента применяются начиная с выборов депутатов Мажилиса Парламента восьмого созыва.».
Статья 2.
1. Положения Конституции Респуб­лики Казахстан, определяющие порядок принятия конституционных законов и законов, а также деятельность Конституционного Суда, вводятся в действие с 1 января 2023 года.
Законопроекты, одобренные Мажилисом и находящиеся на рассмотрении Парламента на 1 января 2023 года, считаются законами и рассматриваются в порядке, установленном статьей 61 Конституции Республики Казахстан.
2. Нормы Конституции Республики Казахстан, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями должностных лиц, вводятся в действие по мере истечения срока полномочий или прекращения полномочий этих должностных лиц, если иное не предусмотрено Конституцией Респуб­лики Казахстан.
3. До формирования состава Высшей аудиторской палаты Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета продолжает осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 3. Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования сообщения об итогах референдума с учетом положений статьи 2 настоящего Закона.


Источники: Мед коллед...






Діни экстремизм және терроризмге қарсы іс-шаралар туралы мәлімет

2019-2020 оқу жылында Діни экстремизм және терроризмге қарсы профилактикалық бағыт бойынша жұмыс жоспары құрылып, бекітілді. Жоспар бойынша аталған бағытта қыркүйек айында колледж студенттері арасында «Жастар және экстремизм атты» атты жиналыс ұйымдастырылды. Жиналыс барысында студенттерге діни танымға байланысты түсіндірме жұмыстары жүргіліді. Сондай-ақ қыркйек айының 26 жұлдызында Әзірет Сұлтан ...
Статью разместил(a): Администраторы сайта


подробнее

Волонтерлар жылы

«Денсаулық» колледжі ЖМ 2020 жылы Волонтерлар жылы аясында ұйымдастырылған іс-шаралар туралы МӘЛІМЕТ 2020 жылдың қаңтар айында «Денсаулық» колледжі ЖМ Волонтерлар жылына байланысты колледждің жылдық жоспарын бекітті. Жоспар бойынша колледжде волонтерлар тобы құрылды. Топ жетекшсі бекітілді. Жоспар бойынша қаңтар, ақпан айларында бірнеше жұмыстар атқарылды. Атап айтсақ, ЛД 15 және ЛД 13 топ студ ...
Статью разместил(a): Администраторы сайта


подробнее
X



Разработано компанией © KomPas® 2019-2020 Mikhael P. | Все права защищены